Социальная сеть ВКонтакте для осуществления своей деятельности и в целях обеспечения работы сервисов осуществляет сбор информации о пользователях, в том числе персональные данные, образующейся во время регистрации и использования платформы[1]. Перечень собираемой информации включает в себя:
– Информация о местоположении, включая данные, указанные в профиле пользователя, IP-адресе устройства, данные беспроводных сетей и систем геолокации, используемых на электронном устройстве.
– Регистрационные данные, включая имя и фамилию, дату рождения, пол, номер мобильного телефона и адрес электронной почты, если они были указаны.
– Обращения в поддержку, в том числе данные, передаваемые при восстановлении доступа к учетной записи.
– Данные из описания профиля, включая семейное положение, место жительства и родной город, образование, информацию о карьере и военной службе.
– История посещений платформы и данные об устройстве, такие как IP-адрес подключения, операционная система, тип браузера, название интернет-провайдера, а также информацию о контактах, установленных приложениях, получать доступ к камере и микрофону для осуществления звонков, отправки фото, видео и голосовых сообщений.
– Информация, получаемая автоматически при подключении к платформе, в том числе файлам cookies[2].
– История публикаций и подписки, в частности, вступления в сообщества, добавление и удаление друзей, размещение видео и фото, история звонков, отметки «Нравится».
– Сообщения, в том числе имена отправителей и получателей, дату и время общения, количество и текст сообщений, вложения.
– Медиафайлы, в том числе на которых пользователь площадки был «отмечен» другими пользователями.
– Платежные данные, в том числе данные привязанных банковских карт, позволяющих их идентифицировать.
– Информация о третьих лицах, в том числе к информации пользователей из числа «друзей».
[1] Порядок управления данным ВКонтакте. URL: https://vk.com/data_protection?section=rules (дата обращения: 31.10.2023).
[2] Куки (англ. cookie, букв. – «печенье») – небольшой фрагмент данных, отправленный веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя
В соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе ст. 6, 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», п. 4 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции» на основании письменного запроса без судебного решения социальная сеть предоставляет информацию о пользователе (без уведомления пользователя): адрес личной страницы, время и IP-адрес регистрации профиля, номер мобильного телефона, адрес электронной почты, историю смены имени пользователя и прикрепленного номера мобильного телефона, время и IP-адрес размещения указанного в запросе контента, историю и перечень IP-адресов для входа на страницу.
Письменная форма предусматривает возможность обратиться с официальным запросом на юридический адрес ООО «ВКонтакте», расположенного по адресу 191024, Санкт-Петербург, ул. Херсонская, д. 12-14, литер А, помещение 1-Н, или на специальный почтовый ящик security@corp.vk.com с копией запроса, вместе с последующим предоставлением оригинала на юридический адрес. Запрос должен обязательно сопровождаться подписью официального лица, печатью уполномоченного органа и позволять верифицировать отправителя, чтобы можно было убедиться в том, что ответ получит уполномоченное лицо[1]. В целях обеспечения прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, информация о личных сообщениях пользователей предоставляется на основании судебного решения.
[1] Процесс обработки запросов. URL: https://vk.com/data_protection?section=requests (дата обращения: 31.10.2023).
Необходимо отметить, что, в соответствии с ФЗ «Об информации», открытая информация о пользователе, размещенная в его цифровом профиле, а также информация, размещенная ее правообладателями в сети «Интернет» в форме открытых данных[1] является общедоступной информацией и может быть получена физическими и юридическими лицами при условии соблюдения требований законодательства Российской Федерации. В настоящий момент существует несколько сервисов, а также программных решений сбора информации о пользователях социальной сети ВКонтакте. Так, например, сервис поиска целевой аудитории в социальных сетях vk.barcov.net[2], позволяющий осуществлять синтаксический анализ[3] (далее – парсинг) – метод извлечения большого количества данных с одного или нескольких веб-сайтов – информацию из профилей пользователей или групп объемом до 20 тысяч человек в сутки.
[1] Типовые условия использования общедоступной информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных. Утверждены протоколом заочного голосования Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 19 сентября 2016 г. № 6. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71406432/?ysclid=lofg2bpbbn62239989 (дата обращения: 31.10.2023).
[2] Сервис поиска целевой аудитории в социальных сетях. URL: https://vk.barkov.net/ (дата обращения: 31.10.2023).
[3] Синтаксический анализ (или разбор, жарг. парсинг ← англ. parsing) в лингвистике и информатике – процесс сопоставления линейной последовательности лексем (слов, токенов) естественного или формального языка с его формальной грамматикой.
На основании идентификационного номера пользователя в социальной сети (https://vk.com/id123456) сервис позволяет произвести выгрузку в табличной форме следующей информации:
- Базовые данные (VK ID, ссылка на профиль, имя, фамилия, пол, страна, город, родной город, возраст, дата рождения, фотография пользователя, дата последнего посещения платформы, устройство входа (сайт, мобильная версия, приложение для iPhone, Android, Windows), нахождение в сети в настоящий момент, никнейм, девичья фамилия, сайт, вечный статус в профиле, наличие верификации, текущее место работы или учебы).
- Семейное положение (статус, ссылка на партнера, имя и фамилия партнера).
- Места работы (название компании, ссылка на группу компании, должность, год начала работы, год окончания работы).
- Социальные сети.
- Телефоны (мобильный и домашний).
- Показатели профиля (друзья, подписчики, общие друзья, фотографии, фотоальбомы, видеозаписи, аудиозаписи, подписки на группы, объекты в блоке «Интересные страницы», заметки на стене).
- Учеба в университете (название вуза, год окончания вуза, факультет, кафедра, форма обучения, статус выпускника).
- Учеба в школе (страна школы, город школы, номер школы, год начала обучения, год окончания обучения, год выпуска, класс, тип школы).
- Интересы (деятельность, интересы, любимая музыка, любимые фильмы, любимые телешоу, любимые книги, любимые игры, любимые цитаты, информация о пользователе).
- Жизненная позиция (политические предпочтения, религия(мировоззрение), источники вдохновения, главное в людях, главное в жизни, отношение к курению, отношение к алкоголю).
- Возможности (доступность написания личных сообщений пользователю, доступность написания постов на стене пользователя).
Таким образом, сервис позволяет осуществить парсинг информации о пользователях по более чем семидесяти позициям. В случае необходимости выявления и сбора оперативно значимой информации о пользователях, состоящих в какой-либо тематической группе, состоящей из более чем тысячи подписчиков, получается массив из более чем семидесяти тысяч значений, а при наличии, например, медиафайлов, объем массива увеличивается многократно.
Так, например, сообщество «Мужское государство», в 2021 году Нижегородским областным судом признанное экстремисткой организацией, осуществляло свою незаконную деятельность, в том числе, посредством использования группы в социальной сети ВКонтакте, которая, на момент блокировки, насчитывала более 155 тысяч подписчиков. Если предположить, что в целях выявления лиц и фактов, представляющих оперативный интерес необходимо было бы изучить информацию о всех подписчиках подобной группы, то массив информации (без медиафайлов и публикаций) составил бы 12 миллиардов записей, а с медиафайлами и публикациями – на несколько порядков больше.
Выявление лиц, представляющих оперативный интерес, по фотоизображениям среди участников открытых или закрытых групп, пабликов, отдельных пользователей, ввиду значительных объемов неструктурированной информации, целесообразно осуществлять с применением технологий искусственного интеллекта.
Анализ и распознание лиц, а также образов, предметов, объектов и явлений может осуществляться программными комплексами, построенным на технологиях искусственного интеллекта с использованием возможностей
API[1] – посредника между разработчиком приложений и какой-либо средой, с которой это приложение должно взаимодействовать. API ВКонтакте это интерфейс, который позволяет получать информацию из базы данных с помощью запросов к специальному серверу. Синтаксис запросов и тип возвращаемых ими данных строго определены на стороне самого сервиса[2]. Ответ сервера на запрос пользователя осуществляется в JSON[3] формате и представляет собой данные в виде пар «имя свойства»: «значение».
[1] API (аббр. от англ. application programming interface, дословно интерфейс программирования приложения) — программный интерфейс, то есть описание способов взаимодействия одной компьютерной программы с другими.
[2] Синтаксис API ВКонтакте. URL: https://dev.vk.com/ru/api/overview
[3] JSON – текстовый формат обмена данными.

Для работы с методами API в запросах необходимо передавать специальный ключ доступа – access token, который соответствует отдельному пользователю, сообществу или приложению после регистрации в качестве разработчика приложений. Ключ доступа – своего рода «подпись» пользователя, сообщающаяся серверу от чьего имени осуществляются запросы и какие права доступа имеет приложение. Сервер ВКонтакте идентифицирует запросы приложения как запросы конкретного пользователя к данным других пользователей или сообществ.
Методы API ВКонтакте[1] позволяют получить оперативно значимую информацию о лицах, действиях, событиях и явлениях, представляющих оперативный интерес для решения задач оперативно-розыскной деятельности. Так, например:
– Метод «wall.get» возвращает список постов, которые были опубликованы в группе, и сами записи. В результате запроса сервер выдает информацию о количестве постов и массив объектов – записей на стене сообщества – с подробными данными по каждому: количество комментариев, лайков, репостов, просмотров.
– Метод «stories.get» собирает истории пользователя или сообщества, активные на момент отправки запроса. В результате запроса сервер выдает массив объектов, содержащий сами публикации, в том числе идентификационный номер пользователя, фото-, видео-, аудиосообщение, число просмотров и ответов на публикацию.
– Метод «users.get» возвращает расширенную информацию о пользователях, идентификаторы которых были указаны в запросе.
– Метод «video.get» возвращает информацию о видеозаписях, которые принадлежат заданному в параметрах запроса пользователю. Метод возвращает количество видеозаписей и массив роликов с количеством комментариев, просмотров, лайков, зрителей прямой трансляции и репостов.
– Метод «photos.get» экспортирует список фотографий альбома, который указан в запросе. В результате запроса сервер предоставляет количество и массив с фотографиями с указанием лайков, комментариев и репостов по каждой, метод «photos.getUserPhotos» возвращает список фотографий, на которых отмечен пользователь, а метод «photos.search» осуществляет поиск изображений по местоположению или описанию, с указанием географической широты и долготы, периода времени загрузки изображения, количества изображений и радиус в метрах от указанных географических координат.
– Метод «groups.get» возвращает список сообществ указанных пользователей, метод «groups.getMembers» возвращает список участников указанного сообщества, а метод «groups.search» осуществляет поиск сообществ по заданной тематике.
– Метод «likes.getList» возвращает список идентификаторов пользователей, которые поставили у заданного объекта (какой-либо записи) отметку «Нравится», а метод «likes.isLiked» проверяет, находится ли объект в списке «Мне нравится» у заданного пользователя.
– Метод «search.getHints» выводит результаты быстрого поиска по произвольной подстройке с указанием фильтров: друзья пользователя; подписки пользователя; публичные страницы, на которые подписан пользователь; группы пользователя; встречи пользователя; люди, с которыми пользователь имеет переписку; люди, у которых есть общие друзья с текущим пользователем.
Полный перечень методов API ВКонтакте представлен на платформе социальной сети в разделе «Для разработчиков».
[1] Описание методов API ВКонтакте. URL: https://dev.vk.com/ru/reference
При использовании указанных методов необходимо помнить, что сервер может обрабатывать ограниченное число запросов за промежуток времени и для разных типов методов предусмотрены свои квоты. Так, например, запрос на получение записей на странице сообщества рекомендуется делать не чаще, чем три раза в секунду с глубиной запроса не более 100 записей. Также важным аспектом является процесс взаимодействия методов между собой. Например, для сбора статистики по всем историям пользователей или сообществ – и активным, и завершенным, и выпущенным за определенный период времени, при использовании метода «stories.getStats», необходимо указать идентификационные номера конкретных историй, а эту информацию возможно получить только с помощью метода «stories.get».